Богослужебные указания: [скрыть] Суббота. Попразднство Успения. Мч. Мирона. Прп. Алипия Печерского. В некоторых храмах ради особого чествования праздника Успения совершается служба Погребения Божией Матери, в один из ближайших дней периода попразднства (обычно на третий день), накануне вечером (А). В тех храмах, где служба Погребения Божией Матери не совершается, поется служба мч. Мирона (без праздничного знака) в соединении со службой попразднства Успения (Б).
А. Служба Погребения Божией Матери представляет собой всенощное бдение, состоящее из великой вечерни со входом и литией, утрени с пением непорочных и похвал Пресвятой Богородицы и 1-го часа.
Примечание. Совершение службы Погребения Божией Матери является благочестивым обычаем, принятым литургической жизнью Церкви. В современной редакции действующего в Русской Церкви Типикона самого чинопоследования и необходимых уставных указаний нет. Впрочем, умолчание Типикона об этой службе не полагает серьезных препятствий к ее совершению1.
Приводим авторитетное высказывание о службе Погребения Божией Матери – из Православного календаря на 1929 г., изд. Митрополита Сергия (Страгородского): «В последнее время входит в широкое употребление чин Погребения Божией Матери, соединяемый со службой Успения. По установившемуся (по-видимому, с ХV–XVI вв., так как более древних рукописей этого чина нет) обычаю, чин совершается в Иерусалиме, при гробнице Божией Матери, накануне праздника Успения утром. В других Церквах Востока этот чин соединяется со службой праздника. Однако в Уставе Великой (Константинопольской) церкви под 15 августа читаем примечание: „Тотчас после катавасии 9-й песни в некоторых местах, где этот праздник совершается с особой торжественностью, существует обыкновение, как бы для большей славы и чести Богородицы, петь так называемые Похвалы Богоматери – по подражанию поемых на утрене Великой субботы. (На православном Востоке в древнее время существовал и другой чин, не подражательный, но у нас он не получил распространения. – Сост.) Великая церковь, осуждающая всякие новшества и искажения, открыто отвергает это и строго воспрещает, хотя бы это и делалось ради чести Богоматери". ...Последование Погребения Богоматери в виде одних только похвальных статей, то есть тропарей в соединении с 17-й кафизмой, издавна (но с какого времени, неизвестно) совершалось вместе с праздничной службой в Киево-Печерской Лавре и в костромском Богоявленском монастыре. В Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры, со времени митрополита Филарета весь чин Погребения совершался на 3-й день праздника. Принимая приведенное суждение об этом предмете в смысле не столько осуждения самого чина, сколько соединения его со службой праздника, можно было бы допустить совершение его, как в Гефсиманском скиту, на 3-й день праздника».
В 1845 г. перевод Иерусалимского последования Погребения Божией Матери с греческого языка на церковнославянский для Гефсиманского скита был осуществлен проф. М. С. Холмогоровым с присланного митрополитом Фаворским Иерофеем (впоследствии Патриархом Антиохийским) Иерусалимского последования и тщательно пересмотрен и исправлен самим святителем Филаретом, глубоким знатоком греческого и церковнославянского языков. «Мне хотелось соединить словенский вид речи с ясностию, потому я иногда переменял порядок слов и немногие слова употреблял несколько новые, вместо более древних, темных или обоюдных для нынешнего понятия», – писал наместнику Троице-Сергиевой лавры преподобному Антонию (Медведеву) о своей редакции текста Иерусалимского последования Московский святитель 28 октября 1846 г. В 1872 г. Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под названием «Похвалы, или священное последование на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый надесять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатаго августа». В 1913 г. вышло 2-е издание.
До всенощного бдения Плащаница с изображением Успения Божией Матери с подобающим благоговением полагается на престол (это бывает только в случае, если выноса Плащаницы не было в сам день Успения). Перед престолом ставится выносной свещник с возжженной свечой. Совершается каждение окрест престола и Плащаницы.
На великой вечерне поем «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Успения, глас 1-й – 3 («О, дивное чудо...», «Дивны Твоя тайны, Богородице...», «Твое славят успение...»), и Иерусалимского последования – 5: глас 6-й: «Днешний день тайно...»; глас 2-й: «Егда от мира, Жизнь сущи...», «Егда во гробе, Мариам...», «Егда трие священницы...», и глас 5-й: «Тебе, одеющагося светом, яко ризою...»2. «Слава» – Успения, глас 1-й: «Богоначальным мановением...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всемирную славу...».
Вход. Прокимен, глас 2-й: «Воскресни, Господи, в покой Твой...»; стих: «Клятся Господь Давиду истиною...». Паримии Богородицы – 3.
Стихиры на литии и на стиховне – праздника Успения.
По Трисвятом – тропарь Успения, глас 1-й: «В рождестве девство сохранила еси...» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропари Иерусалимского последования, глас 2-й: «Благообразных ученик лик...» (дважды). «Слава» – «Егда снизшла еси к смерти...», «И ныне» – «Священным учеником...».
При пении «Бог Господь» и тропарей «Благообразных ученик лик...» Плащаница северными вратами износится из алтаря к уготованному надгробию на середину храма. Настоятель – в полном облачении. По положении Плащаницы на гробницу бывает каждение Плащаницы, трижды окрест. По обычаю, может совершаться полное каждение храма.
Примечание. Если вынос Плащаницы был совершен в самый день праздника Успения, то во время пения тропарей священнослужители выходят из алтаря на середину храма к Плащанице. Плащаница кадится трижды окрест. По обычаю, может совершаться полное каждение храма.
Затем непорочны с похвалами на священное преставление Богоматери – на три статии. Как правило, похвалы читаются священником, а стихи псалма поются хором или тоже читаются; впрочем, существует и иная практика исполнения непорочных, когда и стихи псалма, и похвалы поются.
Диакон непрерывно кадит перед Плащаницей.
Две последние похвалы каждой статии поются на «Слава» и на «И ныне», после чего вновь поется первая похвала данной статии.
После 1-й статии – малая ектения, возглас: «Яко благословися Твое имя и прославися Твое Царство...».
После 2-й статии – малая ектения, возглас: «Яко святися и прославися всечестное и великолепое имя Твое...».
После малых ектений в конце 1-й и 2-й статии иерей совершает малое каждение.
После 3-й статии – благословенны, глас 5-й, с особым припевом: «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего», – «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся...». На благословеннах совершается каждение всего храма. (Непорочны отменяют полиелей, величание также не поется.)
Затем малая ектения, возглас: «Яко Тя хвалят вся Силы...».
Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну имя Твое...». Евангелие – Лк., зач. 4. «Слава» – «Молитвами Богородицы...». Стихира, глас 6-й: «Егда преставление пречистаго Твоего тела готовляшеся...».
Поются оба канона праздника Успения, ирмосы 1-го канона – по дважды. Тропари обоих канонов без повторений.
Катавасия – ирмосы 2-го канона.
По 3-й песни – ипакои Успения, глас 8-й: «Блажим Тя вси роди...» (единожды).
По 6-й песни – кондак и икос Успения, глас 2-й.
На 9-й песни – припевы Успения, без повторений («Честнейшую» не поем). Обычное каждение.
1-й лик: «Ангели, успение Пречистыя видевше...», ирмос: «Побеждаются естества уставы...».
2-й лик – то же.
1-й лик: «Ангели, успение Пречистыя видевше...», тропарь: «Дивляхуся ангельския силы...».
2-й лик: «Ангели, успение Пречистыя видевше...», тропарь: «Опрята лик апостольский...».
1-й лик – ин припев: «Величай, душе моя...», тропарь: «Приидите в Сион...».
2-й лик: «Величай, душе моя...», тропарь: «Приидите, вернии...».
1-й лик: «Величай, душе моя...», тропарь: «Приими от нас песнь...».
Затем оба лика вместе поют припев второго канона: «Величай, душе моя...», и ирмос второго канона: «Всяк земнородный...» (так как назначена одна катавасия, а именно – ирмосы второго канона).
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Успения (трижды).
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Успения, глас 4-й – 4. «Слава, и ныне» – Успения, глас 6-й: «На безсмертное Твое успение...».
Если вынос Плащаницы был в самый праздник, то на стихирах предстоятель облачается во все священнические одежды.
В конце пения стихир на хвалитех духовенство царскими вратами исходит из алтаря к Плащанице. Перед Плащаницей произносится возглашение «Слава Тебе, показавшему нам свет». Поется великое славословие. Во время славословия совершается троекратное каждение Плащаницы, а при пении погребального «Святый Боже...» священнослужители, положив пред Плащаницей три поклона, поднимают ее и с крестным ходом (который совершается обычным порядком) при продолжающемся пении «Святый Боже...» и перезвоне колоколов обносят вокруг храма. По завершении крестного хода – трезвон. По внесении Плащаницы в храм ее полагают на гробницу. (Плащаницу не подносят к царским вратам, как в Великую Субботу; «Премудрость, прости» перед царскими вратами не возглашается.) Во время положения Плащаницы на гробницу хор поет тропарь праздника Успения, и совершается помазание елеем у Плащаницы. Ектении и отпуст.
На часах – тропарь и кондак Успения.
На 1-м часе вместо «Взбранной Воеводе...» принято петь кондак Успения: «В молитвах неусыпающую Богородицу...».
На Литургии блаженны Успения (обоих канонов), песнь 3-я (1-го канона со ирмосом) на 6.
Примечание. Рядовая песнь праздничного канона дается с учетом того, что чин Погребения Божией Матери совершается на третий день попразднства.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь храма, тропарь Успения. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Успения.
В храме Богородицы – тропарь Успения. «Слава, и ныне» – кондак Успения.
В храме святого – тропарь Успения, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Успения.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – Успения.
Апостол и Евангелие – дня.
Задостойник Успения.
По отпусте Литургии духовенство исходит к Плащанице из алтаря царскими вратами. Трижды покадив Плащаницу, при пении «В рождестве девство сохранила еси...», «Слава, и ныне» – «В молитвах неусыпающую...», вносят ее в алтарь, полагают на престоле, и совершается каждение престола и Плащаницы. Царские врата и завеса затворяются, и Плащаница благоговейно полагается на месте ее хранения.
Б. На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 4-й – 3, и мученика, глас 2-й – 3. «Слава» – праздника, глас тот же: «Яже Небес вышшая...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры праздника, глас 2-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Всенепорочная Невеста...».
По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 16-я и 17-я3. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика).
По 3-й песни – кондак мученика, глас 4-й; седален мученика, глас 1-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен.
«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры праздника, глас 6-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 3-й: «Приидите, вси концы земнии...».
По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды).
На часах – тропарь и кондак праздника.
На Литургии блаженны праздника, обоих канонов, песнь 3-я – 6 (1-го канона со ирмосом).
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь храма, тропарь праздника; кондак храма. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника.
В храме Богородицы – тропарь праздника. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника.
В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма; кондак храма. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак праздника.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника.
Апостол и Евангелие – дня.
Задостойник праздника.
Сноски: 1 Так, например, Типикон ничего не сообщает о праздновании Божией Матери «Живоносный Источник» в пятницу Светлой седмицы, ограничиваясь следующим замечанием: «Нецыи же в сей пяток Светлыя седмицы поют последование Никифора Каллиста Ксанфопула, на Пресвятую Богородицу Живоприемный Источник, якоже и все последование напечатася в Пентикостариах: в Типицех же ни в каких не обретается» (Типикон, гл. 50, «В пяток Светлыя седмицы на утрени», 1-е «зри»). Последние слова Типикона не дают повода к отмене этого праздника. Напротив, обратившись к самому чинопоследованию, напечатанному целиком, как отмечалось, в Цветной Триоди, в четверток вечера Светлой седмицы находим такое высказывание: «...Не бо обретохом в Типице сицеваго последования, но положися любве ради Пресвятыя Богородицы».
2 В Минее-Август (Ч. 2. М., 1989, 2002. С. 53) неточность: «Тебе, одеющуюся светом, яко ризою...».
3 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми.