http://canto.ru/txt.php?id=bnikolaev.00&menu=public
Режим plain text . Для перехода в обычный режим нажмите здесь .
- Публикации -
Протоиерей Борис Николаев
Знаменный распев и крюковая нотация
как основа русского православного церковного пения.
Введение
Пролог. "Словесная служба".
Задачи настоящего исследования.
Светская и религиозная музыка.
Общерелигиозная и церковная музыка.
Протестантская и сектантская музыка.
Является ли наше церковное пение музыкой и искусством?
Характерные черты православного богослужебного пения:
священная древность и
отражение четырех догматических свойств Церкви.
Мелодическая растяжимость и ее категории
(псалмодия, подобен, самогласен).
Уставность православной мелодии.
Почему в православном богослужении не допускается
инструментальная музыка.
Что есть русское православное церковное пение?
Национальный характер нашего богослужебного пения.
Введение полностью .
Глава первая.
Знаменный распев.
Его церковно-православная сущность и достоинства.
Понятие распева.
Знаменный распев.
Символическое значение наименования "знаменный".
Священная древность знаменного распева.
Национальная сущность знаменной мелодии.
Знаменная мелодия и русская народная песня.
Расцвет византийского Православия и совершенствование византийской богослужебной мелодии.
Отношение знаменной мелодии к богослужебному тексту.
Отношение знаменной мелодии к церковному Уставу.
Виды знаменного распева.
Знаменное осмогласие как закон распределения богослужебных песнопений по их содержанию.
Разбор возражений против обязательности осмогласия.
Попытки создать характеристику гласов: труды проф. М.Скабаллановича, архимандрита Мартирия.
Церковная характеристика гласов на основании текстов песнопений.
Гласы первый, второй, третий.
Гласы четвертый, пятый, шестой.
Гласы седьмой и восьмой.
Мелодические особенности гласов и их музыкальная философия.
Общие свойства знаменного осмогласия.
Гласовые песнопения в службах великих праздников.
1-ая глава полностью .
Глава вторая.
Знаменная семиография.
Отношение безлинейной нотации к знаменной мелодии.
Связь знаменной мелодии с безлинейной
(крюковой) нотацией.
Внешняя и внутренняя сторона знаменной семиографии.
Количество знамен. Крюковая система.
Высота и длительность знамен.
Характеристика каждого знамени в отдельности.
Параклит
Крюк
Стопица
Запятая
Палка
Скамейца
Голубчик
Переводка
Подчашие
Чашка
Сложитие
Статья
Рог
Крыж
Стрела
Дербица
Два в челну
Паук
Хамило
Лица, кулизмы, кокизы и фиты.
Линейно-квадратная нотация в сравнении с крюковой.
Общемузыкальная нотация, ее пригодность для богослужебного употребления.
Церковность знаменной нотации.
Разбор возражений против знаменной семиографии.
2-ая глава полностью .
Глава третья.
Cовременное положение знаменного распева
в богослужении Русской Православной Церкви.
Классификация церковных мелодий по степени их церковности и условности.
Напевы и их отличие от распевов.
Киевский распев и его отношение к распеву знаменному.
Греческий (мелетиевский) распев.
Болгарский распев. Обычный распев.
Народно-религиозные мелодии богослужебных песнопений и
антицерковная сущность этих мелодий.
Неписанный закон распределения песнопений по церковным распевам.
Партесное пение.
Вторжение греховного мира во внутреннюю жизнь Церкви -
первопричина нестроений в церковном пении.
Самовольное сочинительство и его история.
Демественный распев.
Сочинения и переложения П.И.Турчанинова.
Придворный распев.
Сочинения Ф.П.Львова и Н.И.Бахметьева.
Свободные композиции.
Антицерковные сочинения (небогослужебные).
Мелодии с искажением текста.
Народно-песенные и инославные мелодии.
Театральные мелодии.
"Покаяние" А.Л.Веделя.
Разбор доводов сторонников светского пения в храме.
Причины вытеснения чистой знаменной мелодии
из богослужебной практики.
Знаменная мелодия и старопечатный текст.
Линейная нотация.
Проблема гармонизации знаменной мелодии.
Разные варианты гармонизации знаменной мелодии
(двухголосие, трехголосие,
"строго-церковный стиль" Металлова).
Вопрос о возможности возвращения к практическому
применению знаменной мелодии в ее чистом виде.
Эпилог.
3-я глава полностью .
© Протоиерей Борис Николаев
© Общество древнерусской музыкальной культуры
Москва. "Научная книга", 1995.
К разделу Публикации.
Спонсоры:
Свои отзывы, замечания и пожелания можете направить авторам сайта.
© 1999-2007, www.canto.ru .